Давайте поговорим о законности использования изображения человека.
Так как же без риска привлечения к ответственности использовать фото пациента? И вообще, фотопротокол - это законно?
Давайте вспомним, где мы используем изображения наших пациентов.
И чаще всего - на сайте и в соцсетях. Показать преображение пациента - лучшая реклама.
В некоторых клиниках согласие на использование изображения просто "зашивают" в договор или в ИДС.
Но достаточно ли этого?
Судебная практика показывает, что этого недостаточно. Более того, пациент вправе предъявить иск к медицинской клинике, с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного незаконным использованием изображения.
Вот цитата из судебного решения: «исходя из рода деятельности ответчика, предмета договора, специфики оказания стоматологических услуг согласие, данное истцом, может и должно касаться только непосредственно процесса лечения, то есть направлено на фиксацию в виде фотоснимка зубов пациента. Согласие истца на фотографирование всего лица из представленного информационного согласия к договору явно не следует и противоречит смыслу заключенного между сторонами договора.
Обнародование ответчиком изображения всего лица истца, а не только предмета договора - зубов, нарушает право истца на неприкосновенность частной жизни и является нарушением ее нематериальных благ».
Таким образом, любое изображение, даже фотопротокол, можно и нужно использовать только в целях контроля качества оказываемых услуг.
Теперь поговорим про сохранение врачебной тайны пациента.
Напомню, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи составляют врачебную тайну. Получается, что если клиника где-либо размещает фото пациента, который получал услуги в клиники, то этими действиями нарушается сразу два положения закона.
И так, подведём итог:
1. Клиника вправе вести фотопротокол только для отслеживания результатов оказания медицинских услуг.
2. Для ведения фотопротокола необходимо внести соответствующий пункт в договоре с пациентом.
3. При использовании изображения пациента в рекламных или иных целях, необходимо получить от него письменное согласие. В этом согласии должно быть четко определено, какие конкретно снимки и каким образом будут использоваться в рекламной деятельности медицинской клиники с учетом норм закона о врачебной тайне.
Автор: Черкашенин Вадим Александрович
Адвокат медицинских клиник в судах по спорам с пациентами. Кандидат юридических наук. Автор лекций и участник конференций по медицинскому праву.
Источник: https://stomatologclub.ru/stati/marketing-i-menedzhme..